Каждый человек, находящийся на территории РФ, должен иметь законное основание нахождения в пределах страны. Для получения временной регистрации можно обратиться к фирмам-посредникам, оказывающим услуги по постановке граждан на регистрационный учет на возмездной основе. В этой сфере работают как солидные фирмы с хорошей репутацией, так и небольшие организации, предоставляющие услуги за значительно меньшую плату. Однако лицам, желающим получить регистрацию, нужно быть внимательными, так как при обращении в такие конторы вместо официального документа они могут получить подделку, в случае выявления которого у его владельца могут возникнуть серьезные проблемы, и он может быть привлечен к соответствующей ответственности.
Чтобы узнать, каким образом проверить подлинность временной регистрации с помощью ГУВМ МВД, читайте далее данную статью.
Содержание:
- Регистрационный учет по месту пребывания
- Как проверить регистрацию на легитимность
- Способы проверки сведений
- Причины недействительности регистрации
- Законодательные положения
- Какие документы должны иметь мигранты для пребывания в РФ
- Проверка регистрации мигрантов
- Ответственность за подделку документов о регистрации
Регистрационный учет по месту пребывания
Существует два вида регистрации граждан на территории РФ: учет по месту жительства (постоянная прописка), и учет по месту пребывания (временная регистрация). В некоторых случаях недобросовестные фирмы-посредники обманывают обратившихся к ним клиентов и фальсифицируют свидетельства о постановке на учет по месту пребывания. Поэтому нужно знать особенности ее получения и проверки на действительность.
В соответствии с нормами Постановления Правительства РФ от 15 августа 2014 года № 809 Временную регистрацию нужно оформлять в случае, если человек находится не по месту своей прописки (постоянной) на протяжении срока свыше 90 дней. Зачастую такой вид регистрации необходим лицам, которые приезжают в другие регионы, например, на время длительной командировки или по учебе.
Порядок оформления временной регистрации прост. Нужно подготовить паспорт и документ, который является основанием для проживания на законных условиях в жилом помещении (к примеру, договор найма квартиры, заявление собственника, вселяющего жильца на время и т.д.)
Но, как уже говорилось, многие приезжие, по наивности, часто обращаются в фирмы, которые могут предоставить недействительный документ, что влечет неприятные последствия.
Как проверить регистрацию на легитимность
Свидетельство о постановке на регистрационный учет по месту временного пребывания, не основанное на достоверных данных, а также учет в квартире, без реального намерения проживать в ней, признаются фиктивными.
Проверка законности регистрации на данный момент осуществляется довольно быстро и без особых проблем. Проверить легитимность прописки могут сотрудники миграционных служб, участковые полиции, а также иные лица, например, работодатель лица, в отношении которого проводится проверка.
Способы проверки сведений
С 2019 года компетенцией по выполнению действий в миграционной сфере обладает ГУВМ МВД (управление по вопросам миграции). До этого такие функции выполняла Федеральная миграционная служба (ФМС).
Служба по вопросам миграции осуществляет постановку на учет граждан по месту жительства и пребывания, выдает загранпаспорта, разрешения на временное проживание, вид на жительство и другие услуги. Также оно выполняет проверку за законностью предоставления государственных услуг в области миграции.
Можно выделить несколько способов проверки подлинности регистрации:
- Обратиться в отдел по вопросам миграции лично;
- Подать письменный запрос;
- Позвонить по телефону;
- Проверить регистрацию на сайте ГУВМ онлайн;
- Проверка уполномоченными лицами в ходе проверочного мероприятия.
Рассмотрим по порядку вышеуказанные способы проверки действительности постановки на учет более подробно.
Личная явка в ГУВМ
Обратившись лично в отдел по вопросам миграции, можно проверить документ о постановке не регистрационный учет на месте. Сотрудники отдела, возможно, потребуют от обратившегося лица составить заявление, в этом случае на проверку уйдет от 1 до 3 дней.
Письменное обращение
Если проверка осуществляется по официальному письменному обращению, то это может занять продолжительное время.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 0 мая 2006 г. № 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан РФ”, письменный запрос, поступивший в гос. орган, в соответствии с его компетенцией, должен быть рассмотрен в течение 30-ти дней с момента принятия.
В письменном обращении нужно указать по какой причине запрашивается проверка, Ф.И.О. заявителя, его адрес и контактный телефон.
Если в ходе проверки выяснится, что регистрация гражданина недействительная, то постановка на учет признается незаконной и аннулируется, а виновные лица привлекаются к административному наказанию.
По телефону
Данный способ проверки нельзя назвать эффективным, та ка он далеко не всегда приводит к результатам.
Во-первых, дозвониться до отдела по вопросам миграции, сотрудники которого часто бывают сильно загружены, может быть затруднительно.
Во-вторых, специалисты УВМ могут отказать в такой услуге, так как они не обязаны предоставлять подобные сведения по телефону.
Проверка регистрации российского гражданина онлайн
Легитимность временной регистрации также можно определить, не выходя из дома, в режиме онлайн. Сделать это можно с помощью официального сайта ГУВМ, а также интернет-портала государственных услуг (Госуслуги).
Официальный сайт Главного управления по вопросам миграции дает возможность воспользоваться определенным перечнем информационных сервисов.
Чтобы проверить регистрацию онлайн нужно:
- Перейти на страницу сервиса соответствия документа и адреса регистрации;
- заполнить представленную форму;
- Получить сведения, имеются ли данные о постановке на учет в базе данных ГУВМ.
Запрос выполняется по соответствию сведений о номере паспорта гражданина с информацией об адресе по месту временной или постоянной регистрации владельца данного документа.
Запрос онлайн через сайт ГУВМ может быть сделан только в отношении гражданина РФ на территории России, т.е. он должен иметь внутренний паспорт.
Нужно учитывать, что сведения, предоставленные на основании онлайн-запроса, имеют исключительно справочный̆ характер. Чтобы в официальном порядке подтвердить законность регистрации нужно заполнить необходимую форму и записаться на личный прием в отдел миграции.
Проверка уполномоченными лицами
Полномочия по проверке подлинности прописки также имеют участковые уполномоченные в порядке проверочного мероприятия. При выявлении факта непроживания человека по адресу, указанному в свидетельстве, или по указанному адресу отсутствует жилое помещение, а, например, есть только офисные помещения, или собственник не подтвердит, что жилец действительно там проживает, то составляется протокол о нарушении норм регистрационного учета.

Причины недействительности регистрации
К наиболее частым причинам того, что постановка на учет по месту жительств или пребывания оказалась незаконной можно отнести:
- Если срок регистрации истек;
- В случае предоставление недостоверных данных при подаче документов;
- Обман недобросовестных фирм, оказывающих посреднические услуги;
- Недействительность документа, удостоверяющего личность (к примеру, пропущен срок для замены документа);
- Незаконное нахождение на территории страны (для иностранцев).
Нужно учитывать, что если установлен факт недействительности регистрационного учета, то граждане России привлекаются к соответствующему наказанию, вплоть до уголовного, а к иностранным гражданам применяется процедура выдворения за пределы РФ.
Законодательные положения
Законодательные и подзаконные акты, регулирующее порядок миграционного учета иностранцев:
- Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в РФ” от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ – регулирует правовой статус иностранных граждан, прибывших на территорию страны по визе или миграционной карте без визы.
- Федеральный закон № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» – основной нормативный акт о порядке временной регистрации по месту временного пребывания для мигрантов.
- Приказы МВД России, устанавливающие отдельные формы документов, которые заполняют иностранный лица.
Какие документы должны иметь мигранты для пребывания в РФ
Осуществляя въезд в страну, граждане иностранных государств должны позаботиться о законности нахождения на территории РФ. Различаются ситуации, когда иностранец пересекает границу в рамках туристического визита, и приезд на более продолжительное время для проживания в стране.
Если иностранный гражданин приехал в страну по туристической путевке и, например, проживает в гостинице, то оформлением временной регистрации занимается администрация данного учреждения.
В противном случае, иностранец обязан самостоятельно встать на учет в отделе миграции или документы должна подать принимающая сторона, например, юридическое лицо, принявшее иностранного гражданина на работу.
Первым делом иностранный гражданин должен обратиться в отдел по вопросам миграции для оформления регистрации по месту временного пребывания. Также осуществить постановку на учет можно с помощью МФЦ («Мои документы»), портала Госуслуг или Почты России.
Постановка на учет мигрантом должна быть произведена в недельный срок со дня въезда в страну.
Для временной прописки по месту временного проживания иностранца понадобятся следующие бумаги:
- Паспорт, виза либо миграционная карта:
- Уведомление о прибытии иностранца, заполненное по установленному образцу;
- Документы от организации, принявшей на работу мигранта – ИНН, ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП (если осуществляется въезд в страну по работе).
Наказания, которые могут назначаться при отсутствии регистрации к иностранным гражданам:
- Административный штраф в размере от 2 до 7 тысяч рублей;
- Выдворение за пределы России;
- Запрет въезжать в РФ на срок до пяти и даже 10 лет.
Обратите внимание, что непосредственно миграционную карту нельзя проверить на действительность, так как она не имеет необходимых степеней защиты, в отличие от иных документов.
При наличии подозрений о том, что иностранец пребывает на территории РФ нелегально, то можно проверить его регистрацию по базе данных УВМ МВД о прибывших в Россию гражданах иностранных государств.
Проверка регистрации мигрантов
Каждый иностранец, проживающий в пределах страны, должен иметь регистрацию. Постановку на регистрационный учет осуществляют отделы по вопросам миграции, которые вносят данные о каждом иностранном лице в свою базу.
Проверить регистрацию мигранта несложно. Доступ к базе данных предоставляется по заявлению заинтересованных лиц. Необходимо обратиться в отдел миграции МВД, взяв с собой паспорт. Для проверки нужно написать заявление, в котором указать данные мигранта и для чего производится запрос. После принятия запроса, результаты проверки учета иностранца выдаются в 30-дневный срок.
Такой запрос можно подать только лично, онлайн проверка регистрации в отношении иностранцев невозможна.
Ответственность за подделку документов о регистрации
Если обнаруживается подделка (фальсификация) документов о регистрации, то виновные лица привлекаются к ответственности в порядке действующего законодательства РФ.
На основании ч. 3 ст. 327 УК РФ, за изготовление, фальсификация и сбыт таких документов применяется наказание в виде:
- штрафов (от 20 до 80 тысяч рублей);
- принудительные работы на срок до двух лет;
- лишение свободы на срок до 6 месяцев.
Также нужно понимать, что в случае подозрений о поддельной регистрации, сотрудники правоохранительных органов могут задержать человека на двое суток для выяснения личности и проверки подлинности документов.
Таким образом, для того, чтобы проблемных ситуаций с сотрудниками МВД не возникало, следует оформлять требуемые бумаги официально с помощью способов, описанных в статье. К тому же, в настоящее время больших очередей в отделах миграции уже не наблюдаются.
Видео: Как отличить настоящую регистрацию от поддельной: