Вы решили приобрести квартиру в новостройке и заключили договор долевого участия. В этой статье рассмотрим, зачем необходимо регистрировать договор долевого участия в Росреестре, какое количество времени займет данная процедура, какие документы вам понадобятся, сколько придется заплатить госпошлину за регистрацию и сможете ли вы сделать это самостоятельно.
Почему необходимо регистрировать договор участия?
Регистрация договора участия является обязательной по закону. До момента, пока он не зарегистрирован, ДДУ не считается исполненным, а значит, у сторон нет по нему никаких обязательств. Этот нюанс очень важно осознавать, чтобы избежать ошибок — в частности, не производите оплату по договору, пока не у Вас не будет подтверждения, что он прошел регистрацию.
После регистрации ДДУ вы можете быть уверены, что у застройщика есть все необходимые документы — разрешение на строительство, проектная документация, план будущего жилья, а также что строительная компания имеет право привлекать денежные средства с населения на строительство жилья.
Кроме того, Росреестр проверяет, не ведется ли в отношении застройщика судебное разбирательство нет ли каких-либо обременений или других обстоятельств, препятствующих заключению договора.
Регистрация также является гарантией того, что дольщик является единственным претендентом на выбранное жилье: на конкретный объект недвижимости может быть заключен и зарегистрирован только один договор участия. Регистрация ДДУ — это надежная защита приобретателя-гражданина (участника долевого строительства) от недобросовестных компаний-продавцов строящейся недвижимости.
Как зарегистрировать договор долевого участия
ДДУ регистрируется на основании заявления сторон — дольщика и застройщика. Регистрацию осуществляет Росреестр, подать документы можно в местном отделении или воспользоваться ближайшим МФЦ. Возможна также электронная регистрация ДДУ в Росреестре, которая в основном используется для регистрации ипотеки: в этом случае документы можно подать через банк, с которым заключен договор ипотеки.
Также можно подать документы на проведение регистрации лично или через представителя, действующего от Вашего имени по заверенной у нотариуса доверенности. Как правило, застройщик предлагает эту услугу дольщикам, но тот сам решает, пользоваться ей или нет.
Регистрацию через застройщика, как правило, выбирают те, кто не хочет вдаваться в подробности и тратить свое личное время на, но при этом готов платить за дополнительные услуги (оформление доверенности у нотариуса и услугу по передаче регистрационных документов). Если вы предпочитаете избежать лишних расходов, подавайте регистрационные документы самостоятельно, без посредников: это несложно.
Для подачи заявления на регистрацию договора долевого участия в Росреестр (Федеральная регистрационная служба России) необходимо заполнить следующие документы:
- договор участия в долевом строительстве (в 3-х экземплярах) с требуемыми приложениями;
- паспорт (если участников долевого строительства несколько, необходимы паспорта всех покупателей, указанных в ДДУ; если один из участников несовершеннолетнее лицо, необходимо свидетельство о рождении)
- Согласие супруга (супруги), заверенное нотариально — если на момент заключения и регистрации договора дольщик состоял в браке (если собственниками квартиры становятся оба супргуга, то такой документ не требуется)
- ипотечный договор — если Вы будете использовать кредитные средства.
За регистрацию договора долевого участия необходимо оплатить государственную пошлину (для физических лиц она составляет 350 рублей). Предоставление квитанции не обязательно, но желательно иметь ее при себе при подаче документов: без подтверждения оплаты госпошлины заявление рассматриваться не будет, а информация об оплате в Единой электронной системе может появиться с некоторой задержкой.
Сколько времени требуется для регистрации ДДУ
Срок регистрации ДДУ установлен законом и составляет 5 рабочих дней, если заявление подается в Росреестр, или 7 рабочих дней, если заявление подается посредством МФЦ.
Если документы подаются в электронной форме, срок сокращается до 3 рабочих дней. Однако это правило распространяется только на регистрацию второго и последующих ДДУ — если первый уже был зарегистрирован.
Регистрация первого договора займет больше времени, так как предполагает получение дополнительной информации и документов из Росреестра. В этом случае срок значительно увеличивается и составляет 18 календарных дней.
Когда Росреестр может отказать в регистрации ДДУ
Если после подачи заявления выяснится, что с документами что-то не так или имеются обстоятельства, препятствующие заключению или регистрации ДДУ, Росреестр может принять одно из следующих решений
- вернуть заявление и прилагаемые документы без рассмотрения;
- прекратить регистрацию;
- прекратить регистрацию или отказать в регистрации.
Документы не будут рассматриваться, если участники не оплатили регистрационный сбор, если они забыли подписать заявление, или если они представили договор с исправлениями, изъятиями, серьезными дефектами и т.д. При отправке документов в электронном виде причиной возврата может быть нарушение требований к формату файлов. В этом случае заявление и регистрационные документы должны быть поданы повторно после устранения недостатков.
Приостановка регистрации означает, что Управление Росреестра выявило нарушения или проблемы при рассмотрении документов, которые могут быть исправлены или требуют дополнительных разъяснений. Как только ситуация будет разрешена, договор будет зарегистрирован, и подавать новое заявление не потребуется.
Как проверить регистрацию договора
Если Вы подали все необходимые документы в Федеральную регистрационную службу или МФЦ, вам не нужно проводить дальнейшую проверку регистрации. По истечении установленных законом сроков регистрационная служба направит ответ: либо копию договора с отметкой о его регистрации, либо решение о прекращении регистрации с указанием причин.
Если Вы доверили регистрацию застройщику, процедура иногда может затянуться (например, потому что он не спешит подавать документы в Росреестр). Опять же, желание проверить результат – это правильное решение. Тем более, что сделать это легко: не нужно никуда идти, а достаточно воспользоваться услугами портала Госуслуги.
Читайте также: Как получить кадастровый паспорт квартиры в новостройке.