Home / Регистрация / Регистрация в муниципальной квартире

Регистрация в муниципальной квартире

Каждый гражданин РФ должен пройти процедуру постановки на регистрационный учет по месту жительства. Но не во всех случаях это будет приватизированная квартира. Можно ли зарегистрировать жильца в муниципальную (неприватизированную) жилплощадь? Сразу ответим на этот вопрос положительно. В муниципальном жилье можно оформить постоянную прописку. Рассмотрим особенности и порядок регистрации граждан в таком жилом помещении.

Регистрация в муниципальной квартире

Кто может зарегистрироваться в муниципальном жилье?

Помимо основного нанимателя в муниципальной квартире можно прописать его членов семьи. Здесь есть логика, которая связана с тем, что договор найма жилого подписывает один человек, но проживает в этом жилье с женой, детьми и другими членами семьи.

Регистрация выполняется с учетом нормативов, но прописка членов семьи не ограничивается минимальной площадью для жилых помещений.

Можно ли поставить на регистрационный учет в неприватизированное жилье человека, не являющегося родственником нанимателя? Да, в таких помещениях можно прописать не только родных, но сторонних граждан. При этом необходимо выполнить несколько действий:

  • Взять согласие у наймодателя жилья, то есть у местной администрации.
  • Установить площадь квартиры и сопоставить ее с нормой метража на одного человека. При несоответствии площади нормативам на 1-го человека, то регистрация не родственника не допускается.

В принципе прописать человека, не являющегося членом семьи или родственником главного нанимателя, реально.

Читайте также на нашем портале статью о том, сколько человек можно прописать в квартире.

Нормы закона

Ключевым нормативно-правовым актом, регулирующим порядок регистрационного учета, является Закон РФ под № 5242-I от 25 июня 1993 года «О праве российских граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ».

Также правила миграционного учета регламентированы в Жилищном кодексе РФ:

  • В соответствии с п. 1 ст. 70 ЖК РФ, наниматель с письменного согласия членов семьи, включая временно отсутствующих, имеет право прописать в занимаемое им жилье на основании договора соц. найма своего супруга, детей, а также родителей. 
  • Согласно п. 2 ст. 69 ЖК РФ, члены семьи имеют равные жилищные права и обязанности, что и сам ответственный наниматель квартиры по договору социального найма.

В пункте 49 Приказа МВД № 984 от 31 декабря 2017 года указано, что вместе с заявлением о постановке на учет по месту жительства вселяемый гражданин должен предоставить согласие всех совместно проживающих с нанимателей совершеннолетних жильцов в письменной форме.

Важно значение также придается региональным законам, которые устанавливают нормы жилой площади на одного гражданина и прочие особенности миграционного учета.

Согласие других жильцов

Для регистрации в муниципальное жилье к близкому родственнику (например, к родителям, супругу) необходимо получить согласие всех уже зарегистрированных совершеннолетних граждан в этом жилом помещении.

Степень родства с основным нанимателем в этом случае не оказывает влияния на необходимость получения письменного разрешения. Все жильцы имеют равное положение. 

В каждом случае в обязательном порядке требуется заручиться согласием всех прописанных граждан. Это значит, что помимо соблюдения других правил нужно получить письменное согласование от всех зарегистрированных жильцов в этой неприватизированной квартире.

Но существуют исключения:

1) Не требуется брать какое-либо согласие родителям на вселение своих детей, которые не достигли 18-летнего возраста (в силу ч.1 ст. 70 ЖК РФ).

2) Чье-либо согласие не нужно нанимателю при регистрации в предоставленную ему квартиру по договора социального найма (на основании п. 2 ст. 61 ЖК РФ).

Согласие муниципалитета

Кроме того, чтобы оформить регистрацию в жилье к неблизкому члену семьи или не родственнику необходимо не только разрешение всех прописанных лиц, но и согласие органа местного самоуправления. К примеру, обращаться в муниципалитет придется при прописке у дяди (тети), бабушки (дедушки) или просто знакомого.

Учетная норма жилплощади

Согласно пункту 1 ст. 70 ЖК РФ, в регистрации будет отказано в случае несоблюдения учетной нормы жилой площади на 1-го человека. Независимо от того, кого нужно зарегистрировать, родство тут значения не имеет.

Учетный норматив определяется на уровне субъекта РФ, в соответствии с п. 5 статьи 50 ЖК РФ. Размер этой нормы не может быт более нормы предоставления, определенной органом местного самоуправления.

  • в силу пункта 3 ст. 9 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 на одного человека определена минимальная площадь 10 квадратных метров;
  • на основании пункта 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. № 407-65 на одного человека в этом городе должно приходиться не менее 9 квадратов.

Пример:

В квартире площадью 42 кв.м. в Санкт-Петербурге зарегистрированы 4 человека. Нужно прописать жену одного жильца, на что получено согласие всех остальных. Ее нельзя поставить на учет, т.к. на каждого жильца будет приходиться по 8,4 кв.м. Что ниже учетного норматива в 9 кв.м.

О том, сколько жильцов можно зарегистрировать в одной квартире, можно узнать в этой статье.

Не нужно сниматься с учета с прежнего адреса

При регистрации нужно сразу подписать еще одно заявление, в этом случае заявителя в течение трех дней автоматически выпишут со старого адреса. Сотрудник МФЦ или ГУВМ МВД обязан выполнить этой действие на основании п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с учета.

Далее разберем вопрос, куда обращаться за предоставлением услуги по оформлению регистрации в муниципальной квартире.

В какой орган лучше обращаться

В 2018 году функции регистрационного учета были переданы от миграционной службы, которая была упразднена, к главному управлению по вопросам миграции (ГУВМ МВД РФ).

В силу п. 23 Приказа МВД России № 984 от 31 декабря 2017 г., государственная услуга по регистрации граждан по месту жительства или пребывания выполняется МВД, а непосредственно отделами регистрационного учета.

Регистрационные органы принимают документы от населения напрямую либо с помощью МФЦ, паспортистов УК или сервиса Госуслуг.

Российские граждане самостоятельно подают заявления, встать на учет по доверенности невозможно.

Порядок и перечень документов не сильно различаются в зависимости от учреждения, в которое вы хотите обратиться. Но для начала ознакомимся с преимуществами и недостатками каждого способа.

Через МФЦ (офис «Мои документы»)

С помощью многофункциональных центров процедура пройдет максимально просто. Регистрацию оформят в течение трех рабочих дней со дня подачи документов.

Сотрудник МФЦ поможет заявителю правильно заполнить заявление, затем направляет комплект документов в ГУВМ в электронной форме. В отделении «Мои документы» можно предварительно записаться на определенное время на прием. Услуги предоставляются бесплатно для граждан РФ. Но желательно заранее позвонить в определенное отделение МФЦ по телефону и уточнить о том, оказывается ли там услуга по регистрации. Телефоны и адреса отделений можно найти в интернете.

Как правило, на процедуру уйдет не более получаса, но в отдельных случаях в отделении может быть очередь, так как МФЦ оказывает полный перечень услуг населению.

Паспортный стол Управляющей Компании

Услугу можно получить в управляющей организации (или ТСЖ, ЖЭК). У этого способа прописки в неприватизированной квартире единственное преимущество — как правило, нет очереди. Но срок постановки на регистрационный учет достигает 6 дней. Причина более долго срока в том, что управдом направляет документы в бумажном виде.

К минусам можно отнести то, что отдельные паспортисты взимают порядка 100 рублей за подготовку, прием и отправку бумаг. Но в большинстве компаний эта услуга уже включена в стоимость обслуживания многоквартирного дома и оплачивать ничего не нужно. Сама постановка на учет осуществляется бесплатно.

Отдел по вопросам миграции МВД

Зарегистрироваться можно через районный отдел ГУВМ МВД. Кроме того, заполнить форму заявления можно через интернет портал Госуслуги.

Заявленный срок оказания услуги – 1 рабочий день, но тут есть один нюанс. Записаться на прием можно только через 5-7 дней. Поэтому общий срок ожидания больше, чем при подаче документов в МФЦ.

В соответствии с п. 91 вышеназванного Приказа МВД можно прийти и попробовать подать заявление в порядке живой очереди, но возможно будет большая очередь.

Также есть недостаток, что дозвониться до миграционного отдела сложно. К тому же сотрудники МВД неохотно консультируют по правильному заполнению заявления.

Необходимые документы

Чтобы зарегистрировать человека в муниципальную квартиру лучше заранее подготовить комплект требуемых документов. Среди которых:

  1. Заявление по стандартной форме;
  2. Паспорт или другой документ, подтверждающий личность, регистрируемого гражданина;
  3. Договор социального найма на квартиру, в которую нужно прописать жильца;
  4. Технический паспорт на жилое помещение с экспликацией площадей комнат;
  5. Согласие от муниципалитета (при необходимости);
  6. Письменное согласие всех зарегистрированных граждан;
  7. иные необходимые документы.

Сроки и стоимость оформления

Как правильно, оформление занимает около 5 дней со дня обращения. Но в отделах миграции МВД РФ эта процедура может быть осуществлена и за 1-2 дня.

В случае подачи бумаг в другие регистрационные органы ожидание длится около 4 дней.

Как уже говорилось, процедура полностью бесплатная. Госпошлина за остановку на рег. учет не берется. Но, если гражданину дополнительно были оказаны услуги, например, в паспортном столе УК, то оплатить их нужно будет по тарифам этой организации.

По итогам прохождения процедуры гражданину в паспорте ставится отметка о регистрации по месту жительства. Лицам до 18 лет выдается отдельное свидетельство о постановке на учет в муниципальной квартире.

Далее рассмотрим подробнее порядок регистрации через МФЦ.

Порядок регистрации через МФЦ

Заявитель является нанимателем по договору социального найма

 

 

Если вы не наниматель/главный квартиросъемщик.

Заполняется заявление о постановке на учет по месту жительства (образец). Прикладывается паспорт и договор соц.найма.

 

Составляется заявление, которые также подписывает основной наниматель. Прикладывается только паспорт РФ, листок убытия не нужен.

 

Если заявитель не выписался по прежнему адресу, то также нужно подписать заявление о снятии с регистрации (образец).

Если кто-либо из прописанных не может лично удостоверить согласие

то оформляется согласие, заверенное нотариусом, и составляется доверенность на другого жильца, далее оригиналы бумаг направляются по почте. В доверенности должны быть прописаны такие полномочия, как право представления интересов в ГУВМ и право подписи. Паспорт не нужно отправлять.

Отправление заявления в отдел миграции

Сотрудник МФЦ забирает заполненное заявление, паспорт, согласия прописанных лиц, документы на жилье и т.д. Затем бумаги направляются в районное отделение МВД в порядке межведомственного взаимодействия — в электронной форме.

Сотрудник миграционного отдела выполняет проверку сведений

Вносит в систему «Мир» информацию о адресе новой регистрации в муниципальной квартире.

Отправляет паспорт с проставленным штампом на странице «Место жительства» обратно.

 

Получение паспорта в назначенный день заявителем

с отметкой о постановке на регистрационный учет.

 

Особенности процедуры

Регистрация в муниципальной квартире имеет определенные нюансы. Основной заключается в том, что требуется согласие всех прописанных жильцов, а также наймодателя-муниципалитета. Помимо этого, если отсутствуют необходимые документы или при их неправильном составлении в постановке на учет могут отказать.

Факт регистрации, вопреки существующему заблуждению, не влечет возникновение права собственности на муниципальную жилплощадь. Однако прописка позволит жильцу проживать в ней.

Но снять человека с регистрационного учета без его согласия и существенных оснований непросто. Для этого придется обращаться в суд и обосновать законность своих требований.

Мнение эксперта
Дмитрий Алексеев
Дмитрий Алексеев
Автор статьи: практикующий юрист, эксперт в области недвижимости и жилищного права.
Задать вопрос
Для главного квартиросъемщика менее рискованно оформление временной регистрации, т.к. она ограничена определенным сроком. Если временная прописка не продляется после окончания, то жильцы утрачивают право проживания в неприватизированном жилье. Но при отказе от добровольного выселения жильцов, для принудительной выписки также потребуется обращение в суд.

Регистрация в муниципальном жилье человека возможна. Чтобы ее оформить нужно получить необходимые разрешения и подготовить документы. Все конфликтные ситуации решаются в судебном порядке, без согласований собственника и зарегистрированных лиц сделать ее в общем порядке невозможно.

Видео о том, как оформить регистрацию в неприватизированную квартиру:

Автор статьи: практикующий юрист, эксперт в области недвижимости и жилищного права.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *